вспомнила тут момент, который зацепил в общении с подругой. иногда мысленно к нему возвращаюсь и недоумеваю. попробую раскрутить.
речь была о выборе школы ребенку - у подруг в чате дети завтрашние первоклашки. чат с однокласницами, тем интереснее их выбор. одна решила не париться и отдать у дома, причем у дома своей мамы, которая в планах будет забирать и заниматься внуком. сначала она думала про школу получше в микрорайоне, но когда я ей рассказала как туда сложно сейчас попасть (я! из парижа! рассказываю про школу в уфе)) - она, похоже, решила не рыпаться и выбрать вариант попроще. и даже на подготовку не стала отдавать. вполне себе французский подход, на мой взгляд правда, к школе ребенок готов, дома она его гоняет по какой-то программе - счет, чтение и вот это все. в общем, один вариант развития событий.
а второй взгляд - выбор между нашей школой и новомодной частной. наша - это элита и пафос, принято считать, что лучше она не становится. новая частная по описанию звучит отлично - много интересных пространств, не самый стандартный подход к программе: например, опыты по физике и химии с малых лет - что на мой взгляд очень правильно, надо объяснять законы природы в момент возникновения интереса и любопытства, а не откладывать до 7 класса. на подготовку подруга отдала в нашу школу. тоже вариант.
зацепил меня момент, когда вторая стала рассуждать как-то далеко вперед, про выпускные экзамены или поступление, и каких-то не совсем сильных учителей. на мое предложение подумать об этом позже и что школу можно поменять в процессе, она сказала, что желает ребенку проучиться в одном классе всю школьную жизнь. я зависла, и тут хочется подумать, почему меня это триггернуло.
я - тот человек кто проучился 10 лет в одной школе, у нас один раз перетасовали классы, но со мной перешла половина предыдущего - то есть, не самая кардинальная перемена. да, у нас был высокий уровень знаний, но полный провал в навыках коммуникации и других soft skills. как бы то ни было я заканчивала школу 20 (!!!) лет назад, и мир ускорился. уже я сменила несколько специализаций за свою жизнь. я понимаю, что моему сыну жить в это быстрое время и с большой вероятностью, он освоит не одну специальность в течение своей жизни. я понятия не имею какие навыки будут востребованы через 20+ лет, и все что я понимаю сегодня - надо научиться быть гибким. и научиться учиться. да, я тож хочу выбрать хорошую школу - это общая атмосфера и потенциальный круг общения, но еще я совсем не уверена, что мы никуда не переедем в эти годы. и вполне вероятно, поменяется не только школа, но и город, и страна.
может, мне самой даже страшно представить, что мы можем пустить корни около школы на 15 лет? вероятно, и такое, но все же я тут вижу больше пользы для кругозора чем минусов. слышала, что во фр школах каждый год перемешивают классы - у меня нет однозначного мнения на этот счет. возможно, это тоже помогает осваивать построение новых связей, но для каких-то детей часто менять коллектив может оказаться катастрофой. тут я скорее где-то посередине: я хочу, чтоб ребенок видел шире одного класса, даже очень хорошего (что совсем не факт!), с другой мешать людей каждый год просто чтоб перемешать кажется излишним. раз в несколько лет для определения специализации звучит оптимально.